Каргопольские тетерки

Каргопольские тетерки

Каргопольские тетерки

«Тетера» или «Тетерка» — это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть по-каргопольски, «сканого», и выкладывают в в виде волн или петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных. Каргопольские тетерки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».

Ещё в Х1Х веке в разных губерниях России с помощью такого печенья «закликали весну» Ученые отмечают, что этот ритуал сближается с Масленицей и также направлен на приход весны и обеспечение плодородия в новом году.
Подобное событие отмечалось на Каргопольской земле во время весеннего равнодействия, 9 (22) марта.

Согласно церковному календарю, это день Сорока Мучеников Севастийских ( или по-местному, день «сорокасвятых»).

Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных ) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.

В наши дни традиция печь тетерки к определенному дню сохранилась в деревнях Ошевенска, в селах Усачево, Волосово, Троица. Делают их в селах Архангело и Ольховец.

В Ошевенске до сих пор поддерживается обычай: в первый, на году после свадьбы, день «сорокасвятых» мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетерками. Но есть исключение: если мужчина шел в «приемыши», то тетерки приносили с обеих сторон. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая.

А в дополнение к тетеркам – обязательно рыбник, двинянку, (житник, испеченный на сочне), наливки (житники, политые сметаной), калитки, тонкие пирожки, «пирожки трояки: из ржаной муки картофельные и гороховые, а из белой с песочком. А на Волосове еще и кисель возили.

Ржаные тетерки можно было хранить до году.

В Ошевенске тетерки прежде и теперь делают по-разному. Главное отличие: в наши дни пекут, как правило, из белой муки, сдобные тетерки.

Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко.

Это же тесто готовили с конопляными или льняными семечками, В готовых семечки хрустели.

Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечки на лопату. А с нее прямо на горячий под.

Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи.

Форма тетерок менялась в зависимости от умения, фантазии и наст.роения мастерицы. Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделечки», «Лебедь»
«Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмеры», «Лесенка», «Шестеренка», «Коники», «Карета».

Источник текста и фото: http://www.culturemap.ru/region/110/?topic=13

Запись опубликована в рубрике Каргополь, Кухня с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.