“Небеса” кенозерских храмов

“Небеса” кенозерских храмов

“Небеса” кенозерских храмов

«Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера. «Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8,12,14,15,16.

В росписях Кенозерских «небес» присутствуют различные сюжеты. Есть небеса с изображением Архангелов (Пахомиевская часовня в д. Карпово, Иоанна Богослова в Зихново и др.), Апостолов (Введенская часовня в д. Рыжково, Трех Святителей в д. Немята и др.), есть смешанные сюжеты.
Эти уникальные образцы монументальной живописи в деревянных храмах сохранились здесь в виде собрания, аналогов которому нет в мире.

15 «небес» – самую большую коллекцию в России имеет Кенозерский национальный парк.
Расписные потолки имели распространение не только в часовнях, но и в больших храмовых сооружениях – церквях. Особо уникальным явлением следует считать наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и храме (Порженский погост и д.Филипповская).

Сюжет росписи: «Архангелы». Росписи сделаны в иконописной технике и в иконописных пропорциях. Фон и облака многократно поновлялись, но одежды и лики святых сохранились почти нетронутыми. Авторская живопись возможно второй половины 18 века. В «небе» — 12 граней.(Т.М.Кольцова).

«Небо» в Рыжково

Сюжет росписи: «Апостолы» на 11 гранях, «Распятие» на средней восточной грани, «Рождество Иоанна Крестителя» и «Введение во храм Богородицы» на соседних с «Распятием» гранях. Всего — 14 граней... Масляная живопись конца 19 века.(Т.М.Кольцова).

«Небо» в Усть-Поче

Сюжет росписи: «Архангелы» и «Житие Николая Чудотворца». На гранях «Неба» помещены фигуры архангелов и евангелистов, однако вместо «Распятия» на восточной грани — «Николай Чудотворец» — патрон часовни. В нижней части каждой грани расположены клейма со сценами из жития святого.
Росписи принадлежат известному в Кенозерье мастеру, имя которого, к сожалению, неизвестно. Росписи созданы во второй половине 19 века. В «небе» — 12 граней (Т.М.Кольцова).

«Небо» в Вершинино

Сюжет росписи 16-гранного неба: «Архангелы» и «Распятие» на восточной грани с фигурами Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова, Логина Сотника (по одной фигуре на соседних с «распятием» гранях).

Росписи принадлежат тому же мастеру, который расписывал «небеса» в Усть-Поче и Карпове. Масляная живопись 19 века.

«Небо» в Конево

Конево не входит в Кенозерский национальный парк, но основная дорога в Парк идет через Конево. И там приходится ждать автобуса: туда или обратно. Поэтому при наличии времени стоит зайти в часовню и посмотреть ее.

По Т.М.Кольцовой, это роспись со смешанным сюжетом.

В иконографическую программу этого «неба», помимо архангелов, евангелистов, включены апостолы Петр и Павел, а также ряд необычных сюжетов, не встречающихся в других памятниках. Речь идет о композиции «Покров Богородицы» и изображениях святых Александра Невского, мученицы Евдокии. Появление их, несомненно, связано с местными, наиболее почитаемыми культами. Часовня посвящена Александру Невскому, он был патроном этого небольшого храма. Что же касается Покрова Богородицы, то этот праздник особо чтился в данной местности, так как в с. Конево была ранее Покровская церковь (не сохранилась). Включение новых необычных сюжетов и персонажей в роспись «неба» с. Конево, видимо, обусловлено пожеланием заказчика, местного клира.

«Небо»в Немяте

В самой часовне сейчас небеса не установлены. Доски небес после реставрации можно посмотреть в Вершинино в «Рухлядном амбаре» — так называется экспозиция музейного фонда Кенозерского Парка.
Вот, что пишет о небе Немятовской часовни Т.М.Кольцова:
В часовне Трех Святителей молельный зал перекрыт 16-частным «небом»- нарядным, не имеющим аналогов живописным произведением. На досках, перекрывающих площадь чуть более 10 кв. м, маслом изображены в верхнем ряду святители и апостолы, а в нижнем ряду двунадесятые праздники и страсти.
Все сюжеты написаны маслом на золотом фоне, поэтому живопись производит праздничное впечатление и воспринималась, наверное, как иконостас, хотя и иконостас в часовне был.

«Небо» в Глазово

Росписи «неба» в Глазово по классификации Т.М.Кольцовой относятся к смешанному типу, по которому в росписи соседствуют апостолы и архангелы со всеми сопутствующими сюжетами.

Такой же тип росписи использован в Коневской часовне Александра Невского и церкви Честных Древ Христовых в Филипповской. Это живопись 19 века прямо по древесной основе или очень тонкому левкасу.

Замечательное исследование перекрытий «небом» в северных храмах и часовнях см. в книге: Т.М.Кольцова. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск. 1993 г.

Информация и фото с сайта: http://www.kenozerje.by.ru/nebo.htm

Запись опубликована в рубрике Святыни с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.