Кирилло-Челмогорская пустынь

Расположена к юго-востоку от д. Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. Названа по имени первого жившего на этом месте пустынника Кирилла.
Кирилл прожил в трудах и молитвах в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Этот день (по новому стилю — 21 декабря) и принят как день его памяти.

Кирилло-Челмогорская пустынь основана в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-всего XV в. неизвестна. (Поэтому К.Докучаев-Басков, известный каргопольский краевед конца 19 века, предположил, что монастырь основан в XVI веке). В XVI веке за монастырем числились погосты и деревни по р.Лекшма и вокруг Лекшмозера, пахотная земля «на усть реки Челмы». Монастырь известен не только в Каргополе, но и в Новгороде и в Москве.

История монастыря была сложной, были в ней и периоды расцвета и периоды забвения. На рубеже XVI-XVII веков, в «смутное время», для пустыни, как и для всей России, наступил трудный период. Шайки «литовских людей» разоряют монастырь и, вероятно, сжигают его дотла, ведь незащищенный деревянный монастырь был лёгкой добычей разбойников и огня.

После "лихолетья” монастырские постройки были восстановлены, но былого благополучия обитель не достигла. Для упрочения своего положения обители необходимо было прославить своего святого основателя, и это дело принимает на себя священник Иоанн, служивший в Благовещенской церкви в соседнем селе Лядины. В XVII веке он составляет текст жития и пишет икону преподобного Кирилла.

В 1764 году монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители, но через 100 лет был возобновлен.

В начале ХХ века. здесь были маленький деревянный Успенский храм каменный Богоявленский (1809 г., перестроен в 1899 г.) с приделами в честь Николая Чудотворца и Кирилла Челмогорского.

Вот как выглядела обитель в начале XX века по воспоминаниям богомольцев: «Белокаменная стена с башенками окружала монастырь неправильным четырёхугольником с валом. Трои ворота, одни и их главные с крестами. Две церкви. Одна деревянная — Успенья — и белокаменная. Каменный домик попа Афанасия и три двухэтажных строения — кельи для братии, по 25 келий по этажу. В северном углу ограды амбар, кладовая монастырская. За оградой у реки дом двухэтажный с мезонином, с прекрасным видом с реки на природные просторы, где жил настоятель... вверх по речке мельница, часовня на склоне горы с большим крестом-распятием. Из этой построенной часовни на лазе ход в подземелье и келью-пещеру Кирилы Челмогорского. Подземные ходы имелись укрепленные и, видимо, частью сохранились. Один ход на реку в под-гору к святой проруби, мостику летом, куда на омовение ходил Кирилл Челмогорский. Ходы в храм и другие подземелья. Был город, а осталась одна еловая роща да подземелье, все, что воздвигнуто было на верху земли, стерли люди... Подземное жилое помещение, библиотека, ценности монастырские, возможно, и сохранились под защитой земли. Три пять верст был виден белокаменный город..., колокола слышны в Лядинах на заре. Александр Ошевенский посещал этот монастырь по-соседски».

Вскоре после революции, не позднее 1920 года, монастырь был упразднен. Все храмы были разрушены до самого фундамента. На монастырской территории в середине XX века располагался лесопункт, жили сезонные рабочие, которые разрушили и сожгли те постройки, что еще оставались. С тех пор монастырь не восстанавливался.

Теперь обитель находится в полнейшем запустении. Давно нет скромного монашеского жилья — келеек, некогда плодородные монастырские земли заросли дикой травой и лесом. От двух белокаменных храмов — только руины, от ограды — груда кирпичей. Почти ничего не напоминает о когда-то бывшей здесь пустыни, кроме маленьких, безымянных могилок с замшелыми покосившимися крестами в древней еловой «святой роще» да великанши ели, одиноко стоящей на Чёлме-горе.

В 2005 году у поворота от Пудожского тракта к Челме-горе установлен памятный крест.

Дорога на Челму:1) лодкой из Морщихинской или Орлово (не более 10 км); 2) пешком от Пудожской дороги, где теперь поставлен памятный крест (около 7 км).

И все-таки нашелся человек, пытающийся оживить и воскресить память о монастыре — это Наталья Варшавская, внучка одного из последних жителей Челмы, живущая ныне в Северодвинске. Интерес к истории обители охватил ее настолько, что она с
обрала за последние два-три года массу материалов о монастыре, его настоятелях и иноках, начиная с преподобного Кирилла и опубликовала их и у нас на сайте. Появились сообщения, что она уже сделала на базе письменных источников и сохранившихся фотографий и икон виртуальный макет монастыря. Удача в таком деле может создать новый способ воссоздания и сохранения памятников истории и архитектуры, давно уже не существующих.

Информация и фото с сайта: http://www.kenozerje.by.ru/kirilmon.htm

Запись опубликована в рубрике Святыни с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.