Коношеский район

Коношский район находится на юге Архангельской области, граничит с Каргопольским, Няндомским, Вельским районами Архангельской области и Вожегодским районом Вологодской области. Район — своеобразные ворота из средней полосы России на Архангельский Север. Площадь 8,4 тыс. кв. км, население 29,2 тысячи человек. Районный центр — поселок городского типа Коноша.

В состав района входят: рабочий поселок Волошка, Ерцево, Подюга, 7 сельских администраций с числом сельских населенных пунктов 161. Многие поселения сохранили исторические корни в своих названиях.

Хозяйство района в целом имеет индустриально-аграрный характер. Главная отрасль промышленности — лесная. Она представлена лесозаготовительной, лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленностью.

По территории района проходят две крупные железнодорожные магистрали: Москва — Архангельск и Москва — Воркута. Таким образом, п. Коноша является крупным железнодорожным узлом области.

Коноша

Коноша небольшой по размерам городок, население поселка составляет 20 тыс. человек. В 1998 году поселку исполнилось 100 лет. Но его значение как узловой станции на развилке дорог Архангельск — Мурманск и Воркута — Сыктывкар невозможно переоценить. Практически кроме как по железной дороге в эти места невозможно попасть.

Историческая справка

Земли, которые сегодня входят в состав Коношского района, первоначально были населены финно-угорскими племенами. Доказательством этого могут служить неславянские названия рек, урочищ, сохранившиеся до сегодняшнего дня: Коноша, Тавреньга, Вохтома и т.д. Славяне стали заселять эти земли только в кон. I тыс. н.э. Они шли сюда не только за пушниной или для освоения новых земель, но и спасаясь от татар, от преследований в эпоху крестьянских восстаний и церковного раскола.

Царское правительство избрало Север местом ссылки. Не была исключением и территория будущего Коношского района. По преданию, в эти края был выслан плененный Иваном Грозным, покорителем Казани, татарский хан Ширван-хан, отсюда и название поселения, где жил хан со своей стражей и прислугой — Ширыханово. Там, где стояли стрелецкие посты охраны хана, возникли деревни, в частности, Хмелевое, которое стало так называться потому, что стрельцы выращивали хмель.

На рубеже XIX-XX вв. территория Коношского района, небольшая по площади (8430 кв. км.) входила в три губернии. Весь северо-запад: Вохтома, Вандыш, Вадья — находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии. Юго-западные населенные пункты — Ковжа, ротковецкие деревни, Кленово — принадлежали Кириловскому уезду Новгородской губернии. Восток: Тавреньга, Хмельники, Подюга входили в состав Вельского уезда Вологодской губернии. Юг: Кремлевская и Давыдовская волости (Перхино, Глотиха) входили в Кадниковский уезд Вологодской губернии. В Архангельскую губернию ни одна из этих волостей не входила. До любого уездного города было не менее сотни километров и большинство населения в уездных городах не бывало, не говоря уже о губернских. На территории Коношского района не было больших торговых сел, и крестьяне покупали необходимые товары у мелких приезжих купцов. Ярмарка проводилась только в Вохтоме, в конце января, и носила название Афанасьевской.

Отдаленность от губернских городов давали этнографам возможность называть окраину трех губерний медвежьим углом. Положение начало меняться, когда более ста лет назад на картах Российской империи появилась новая географическая точка — станция Коноша. Имя это ей дала скромная речушка вблизи новой железнодорожной станции на линии, только что пущенного в эксплуатацию участка железной дороги Вологда-Архангельск. Название речке досталось от далекого здешнего племени Чуди. До строительства железной дороги на месте станции шумела глухая тайга, а там, где выросла Коноша, было болото. Средства коммуникации проходили стороной.

Дорогу и станцию строили в основном местные крестьяне. Лопата, тачка, телега — вот основная «техника» строителей. Не удивительно, что по народной этимологии Коноша истолковывалась как «конь» и «ноша».

В 1898 году проектное строительство железнодорожной станции Коноша было завершено. Из официальных документов видно, что 22 октября 1898 года на Вологодско-Архангельской линии было открыто постоянное движение поездов и станция Коноша принята в эксплуатацию.

Запись опубликована в рубрике Архангельская область, Города и посёлки с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.